Китайский художник, архитектор, яркий представитель самого непростого, неоднозначного и очень спорного направления- современного искусства.

Поскольку его называют китайским Энди Уорхолом (Andy Warhol), то рано или поздно, это должно было случиться - выставка Ай Вэйвэя в музее Энди Уорхола в Питтсбурге (The Andy Warhol Museum) - на малой родине Уорхола.

Музей Энди Уорхола в Питтсбурге   Музей Энди Уорхола в Питтсбурге

Интересно построенная, она давала прямые ссылки между работами двух художников. Влияние Энди Уорхола на свое творчество признает и подчеркивает в своих многочисленных интервью и сам Ай Вэйвэй. Между 1982 и 1987 годами оба художника жили в Нью-Йорке на небольшом расстоянии друг от друга, но в совершенно разных, никогда не пересекающихся мирах. Энди Уорхол был погружен в мир знаменитостей, а Ай Вэйвэй - китайских эмигрантов.

Уорхоловская фото-активность усилилась во второй половине 1970-х и демонстрирует его ближайших друзей. Его фото-журнал "Экспозиция" (Exposures) - хроника моды, знаменитостей и приходящего в упадок в общественном понимании Уорхоловского окружения. Уорхол хотел назвать его - "Общественное заболевание" (Social Disease), дерзкое название, которое издатель отверг.


В это время Энди Уорхол производит сотни коммерчески удачных портретов знаменитостей, общественных деятелей и друзей. Эти портреты характеризуют Уорхола как экстраординарного стилиста, высоко чувствительного цвето-художника и автора работ с обостренным пониманием внутреннего состояния своих известных моделей.

Покинув Китай в начале 1980-х Ай Вэйвэй, делает снимки на улицах Нью-Йорка некоторых наиболее динамичных активистов борьбы за гражданские права в Америке, которые укрепляли его веру в индивидуальную свободу и социальную справедливость. Отличаясь от модных тенденций 1980-х и умозрительных практик Ричарда Принса (Richard Prince) и Шерри Ливайн (Sherrie Levine), нью-йоркские фотографии Ай Вэйвэя глубже, точнее, выразительнее.

Ай Вэйвэй и Энди Уорхол разделяют интерес к улице, близким отношениям с друзьями и проблескам открытого общества. Их фотографии приближают роль изображения в нашу социально-медийную эру. Уорхоловские "мгновенные" портреты, основанные на технологии Поляроида (Polaroids) и увеличеные до холстов стандарта 40х40 дюймов, по-видимому, предвосхитили стандартные форматы социально-медийных платформ, таких как Инстаграм (Instagram) и Фэйсбук (Facebook), которые продвигают и накапливают общественную современную безрассудную страсть к само-презентации.

Квинтэссенция одной из наиболее популярных цитат, ассоциирующихся с Уорхол-брэндом, заключенная во фразе: "в будущем каждый сможет стать мировой известностью на 15 минут", если раньше вызывала сомнения, то в нашем социально-медийном мире звучит правдой.

На выставке перекличка работ мастеров современного искусства была продемонстрирована не только в области фотографии, документального кино, живописи, но и в универсальности. Оба художника, с какими бы материалами не работали, из всего умудряются сделать - произведение искусства, но часто, как любой предмет современного искусства, с сопровождающими его текстами, подтекстами..., в чем, опять же - Ай Вэйвэй и Энди Уорхол - знают толк и умеют писать. Поскольку Ай Вэйвэй владеет прекрасным китайским, то нам, не знающим китайского, остается наблюдать "видимое" и довольствоваться аннотацией на английском.

Красота политика по Ай Вэйвэй и Энди Уорхолу

Общей человеческой чертой двух художников мне показалась любовь и трепетное отношение к родителям. Ай Вэйвэй в своих интервью рассказывает об отце. Уорхолл бережно сохранил рисунки матери и может быть, именно она повлияла на то, что ее сын вырос в художника.

Но если, по мне - Энди Уорхол - "нежный" провокатор, объявивший повседневность искусством и доказывая это, нарушал все каноны. То Ай Вэйвэй - бунтарь по природе, по рождению.

Ай Вэйвэй родился в Пекине в 1957 году в семье творческой интеллигенции поэта-модерниста Ай Цина (Ai Qing) и поэтессы Гао Ин (Gao Ying). На это же время выпадает и объявленная Мао Цзэдуном кампания "Пусть распускаются сто цветов...", с последовавшими репрессиями образованных людей, каким либо образом, высказавших свое несогласие с режимом Мао.

В связи с этим, с момента рождения Ай Вэйвэя, начинается архив многочисленных официальных бумаг, в которых датой рождения зафиксировали 28 августа, а реальной считается 18 мая, подтвержденная оригинальным свидетельством о рождении, найденном в 2010 году. Интересно, когда сам Ай Вэйвэй отмечает свой день рождения?

Работы Ай Вэйвэй  Работы Ай Вэйвэй

Работы Ай Вэйвэй

Детство прошло в ссылке, в исправительном лагере вместе с родителями, в пустыне Гоби. "Исправляли интеллигенцию" в те времена в Китае тяжелым, грязным трудом, что называется: забивали гвозди микроскопом. Что потерял Китай до сих пор не осознано, но приобрел на время добросовестного чистильщика общественных туалетов. По воспоминаниям Ай Вэйвэя, эти туалеты действительно были чистыми и отец научил его, как это надо делать.

И этого замеса хватает до сегодняшнего дня, что дает художнику способность распознавать несправедливость и по его словам: швырять камни в зазнавшуюся власть.

С 1978 года, конца Культурной революции, Ай Вэйвэй учится в Пекине в Пекинской киноакадемии (Beijing Film Academy) и в Центральной академии изящных искусств (Central Academy of Fine Arts). А в 1981-1983 годах - в Нью-Йорке, в Парсоновской новой школе дизайна (Parsons The New School for Design).


На выставке была представлена коллекция фотографий, под общей темой "Перспектива", где непристойный жест заснят на фоне "намоленных мест" из разных стран. И если с Китаем у художника свои счеты, то при чем здесь Финляндия?

Перспектива Ай Вэйвэй  Перспектива Ай Вэйвэй

Перспектива Ай Вэйвэй  Перспектива Ай Вэйвэй

Можно было посмотреть фильмы, сделанные Ай Вэйвэем, в которых он и главное действующее лицо. Чего-чего, а смелости, какой-то пластичности и абсолютной свободы ему не занимать, несмотря ни на что, особенно в сравнении с его "несколько замороженными" актерами с прекрасными фигурами и наружностью.

Известный перформанс, в ходе которого была разбита бесценная ваза династии Хань, был представлен огромными панно во всю стену, собранными из кубиков Лего. Эту тему Ай Вэйвэй продолжает с 1995 года, когда был создан триптих из фотографий, где художник держит, выпускает из рук и разбивает вдребезги бесценный китайский артефакт (Dropping a Han Dynasty Urn). Демонстрируя тем самым, отношение вершителей Культурной революции к культурному наследию страны. В 2015 году по этим фотографиям созданы панно из кубиков Лего, вероятно этим подчеркивается внимание художника к новым технологиям и желание сохранить свое произведение в пиксельном формате в цифровую эру.

Dropping a Han Dynasty Urn Ай Вэйвэй  Dropping a Han Dynasty Urn Ай Вэйвэй

Карта Китая (Map of China, 2004)

Карта Китая Ай Вэйвэй  

Карта Китая Ай Вэйвэй

Эта карта Китая, сконструированная из деревянных кусочков, спасенных от руин храмов династии Цин (Qing dynasty 1644-1911), подчеркивает факт, что современный Китай зачастую строится из элементов разрушенных ценностей. Мастерство плотников, связавших в одно целое различные кусочки, также подчеркивает мысль художника, что Китай построен на обломках культурного и этнического разнообразия страны, стиснутых в нечто реально существующее и факт, что это состоит из множества индивидуальностей. Карта Китая Ай Вэйвэя приглашает зрителей задуматься о естественной мозаике национальной идентичности и месте индивидуальности внутри нее. То, что этот объект создан из кусочков можно было увидеть на выставке, но то, что это - карта, было понятно только из описания. Может быть это и стереотип, но я предпочла бы посмотреть на нее сверху.

Мао

Цитатник Мао на выставке Ай Вэйвэй

Мао для начинающих на выставке Ай Вэйвэй

Основой для первых Уорхоловских портретов Мао Цзэдуна послужила фотография на обложке известной "Маленькой красной книги" (Little Red Book)(1964), так называемом цитатнике Мао. Уорхол использовал важнейший субъект тоталитарной пропаганды для создания поп-портрета коммунистического лидера. Созданное в 1972, когда президент США Ричард Никсон (Richard Nixon) посетил Китай, сигнализируя об оттаивании отношений между двумя нациями после, почти тридцатилетнего интенсивного политического соперничества - Уорхоловское произведение, адресовано культу персонального окружения Мао. Картины Мао, эстампы и обои хорошо передавали какое большое значение придается статусу и влиянию китайского лидера на течение Холодной войны, как и метод повторения, который китайское правительство использовало для укрепления его имиджа и роли в обществе.

Мао Энди Уорхол

После Культурной революции, авангард китайских художников занимался широкой критикой социалистического реализма (иногда называемого "критическим реализмом"), разделяя китайские исторические образы и пропаганду. Огромные разряженные изображения Мао были созданы Ай Вэйвэем в середине 1980-х в Нью-Йорке, где изображено невыразительное лицо, тем самым, проводя невозмутимую критику официально закрепленных образов. В представлении Мао Ай Вэйвэем, как живописной абстракции, художник рисует искажение с его изображения, взятого с телевизионного экрана.

Мао Ай Вэйвэй

Цветы и другие ежедневные объекты являются частью традиционного западного стиля жизни с XVI века, когда художники изображали их, чтобы подчеркнуть мимолетность жизни, модернизацию общества и моральное предостережение против суеты и страстей.

Энди Уорхол и Ай Вэйвэй используют цветы для передачи мощности коммуникативной энергии и политических сообщений.

Цветы Ай Вэйвэй

В работах Ай Вэйвэя цветы символизируют его персональную борьбу с правительственным угнетением. Уорхоловские цветы символизируют провокативный жест против системы разделения мира искусства на высокое и низкое.

Цветы Энди Уорхол

Уорхол нарисовал свои знаменитые Цветы разных размеров, от миниатюрных до монументальных, и впервые выставил их в галерее Лео Кастелли (Leo Castelli gallery) в 1964. Годом позже, он демонстрирует их в Париже в галерее Зонабенд (Sonnabend Gallery), но в этот раз 100 картин покрывают стены, развешенные от угла до угла, имитируя эффект обоев. Эти картины массового производства, рассматриваемые как чистое украшение, бросали вызов ценности и уникальности произведений из области искусства.

Ай Вэйвэй тоже создает цветы в гигантских масштабах. Как пример, известные "Семена подсолнуха" (Sunflower Seeds) - массивная инсталляция в Tate Modern в Лондоне в 2011 из миллионов семечек подсолнуха реальных размеров, хитро изготовленных из фарфора и раскрашенных вручную.

Но и в политические жесты он также включает цветы в не меньшем масштабе. Каждое утро в течение 600 дней между 2013 и 2015 годами, Ай Вэйвэй размещает букет свежих цветов на входе своей студии, протестуя против ограничений на поездки принятых против него китайским правительством.

Цветы Ай Вэйвэй Цветы Ай Вэйвэй

Цветы Ай Вэйвэй

Цветы Ай Вэйвэй  Цветы Ай Вэйвэй

Он публикует их в Инстаграм, используя хэштэг #FlowersForFreedom (цветы за свободу) и призывая людей распространять эти изображения, создает тем самым, символ социальной активности.

На выставке были представлены восхитительные работы с керамикой, и #FlowersForFreedom!

Цветы Керамика Ай Вэйвэй  Цветы Керамика Ай Вэйвэй

Цветы Керамика Ай Вэйвэй

Цветы Керамика Ай Вэйвэй

Соответствуя "тактике художественного вандализма" был создан и этот "нефункциональный объект" из антикварных стульев династии Цин.

Виноград Ай Вэйвэй  Виноград Ай Вэйвэй

Виноград (Grapes, 2011). Стулья династии Цин 1644-1911 (Stools from the Qing Dynasty 1644-1911).

Виноград Ай Вэйвэй  Виноград Ай Вэйвэй

Путем повторной сборки мебели династии Цин, которая была сконструирована по традиционной технике столярного ремесла без клея и гвоздей, Ай Вэйвэй трансформирует значение и функциональность этих культурных артефактов. Признано, что здесь он реконфигурирует коллекцию деревянных стульев в группу, напоминающую органически сформированную виноградную гроздь. Аранжировка подается как метафора для отношений между индивидуальностями и коллективом, означающая отсрочку персональных интересов перед общественными и точно определяет характеристику китайской социалистической истории. Также в этой работе усматривают повторяющийся мотив в работах Ай Вэйвэя, идею сетевой работы и коммуникаций, которую передает связанная структура винограда.

Виноград Ай Вэйвэй

Простите, но не вижу я в этой работе винограда. А вы? И вандализм мне не близок. Но инсталляция прекрасна, как и материал, из которого она сделана.

Я не любитель больших форм, но похоже, что места для предметов современного искусства отведены на площадях и стадионах, а там мастерство Левши не разглядишь, затопчут. Этой работе Вэйвэя не нашлось места в музее Энди Уорхолла, она была выставлена в Музее искусств Карнеги (Carnegie Museum of Art) в зале архитектуры, а может быть эти скульптуры оказались наименее провокативными. Уникальность состояла в том, что впервые эти скульптуры представлялись "под крышей" внутри музея, до этого момента они путешествовали и выставлялись на открытом пространстве. И тут можно заподозрить некую провокацию, поскольку в зале архитектуры постоянно экспонируются части артефактов европейской или западной культуры. И вот в этом окружении выставляется восточный зодиак. Ну и, не без истории!

Зодиакальный круг Ай Вэйвэй

Зодиакальный круг, представлен скульптурами голов животных, которые входят в восточный зодиак: крысы, быка, тигра, кролика, дракона, змеи, лошади, козы, обезьяны, петуха, собаки, свиньи. Известно, что вдохновили Ай Вэйвэя на создание этих голов водяные часы в виде фонтана XVIII-го века в Юаньминъюане (Садах совершенной ясности), изумительное по красоте пространство недалеко от Пекина.

Скорее его вдохновили рисунки и описания, сделанные в первой половине XVIII века итальянским монахом-иезуитом, придворным художником в Китае, Джузеппе Кастильоне, потому что сам парк, все деревянные скульптуры были разрушены, сожжены в 1860 году англо-французскими войсками. Именно по этим рисункам хотят восстановить былое великолепие. А на прекрасных руинах этого волшебного места молодых китайцев учат истории и показывают пример вандализма европейцев на китайской территории.


Кроме того, в конце 1990-х годов на мировых аукционах появились одна за другой 7 скульптур, что вызвало волну интереса и вопросов.

Эти головы вдохновили и Джеки Чана на создание фильма "Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак" или "Доспехи Бога 3: Китайский зодиак"(«CZ12 Chinese Zodiac») в 2012 году.

Видимо поэтому мне показались похожими эти скульптуры в фильме Джеки Чана и на выставке Ай Вэйвэя, по крайней мере, те которые появились на аукционах, это головы: крысы, быка, тигра, кролика, лошади, свиньи, обезьяны.

Лошадь Китайский зодиак Ай Вэйвэй

Крыса Китайский зодиак Ай Вэйвэй

Считается что головы козы и дракона в большей степени соответствуют китайским изображениям этих персонажей, змеи - научным представлениям, а собаки и петуха - реальному миру.

Можно было запечатлеть себя на фоне своего зодиакального животного, что все посетители выставки и делали.

Читайте также:

Добавить комментарий