Очень хочется, чтобы о таком замечательном современном дизайнере знали, если не все, то - многие, кого интересует мир моды, кино, селебрити, новых материалов, технологий...

Ирис ван Херпен (Iris van Herpen) - голландский дизайнер родилась в 1984 году - поразительно талантлива и чрезвычайно трудолюбива. Все кому повезло побывать на временной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге, могли отметить, насколько хорошо она сделана. В трех выставочных залах были представлены 45 платьев и отдельно - 8 пар обуви.

То, что это - музейные вещи не вызывало сомнения. Поразительные материалы, удивительная фантазия и колоссальный труд! Наверное, больше всего потрясает, что это все реально можно надеть! Фильм, смонтированный из показов коллекций, демонстрировался нон-стоп в фойе перед входом в залы выставки.


Нашлось в пространстве экспозиции и место для нескольких столов с материалами, из которых Ирис ван Херпен создает свои волшебные одежды, их можно было рассмотреть, потрогать..., прикоснуться к загадке.

 

"Дым нефтеперерабатывающего завода" (REFINERY SMOKE) из июльской коллекции 2008 года

Ирис ван Херпен

Ирис ван Херпен

Ирис ван Херпен   Ирис ван Херпен 

И хотя на выставке были и более ранние работы, очень символично, что выставку в Питтсбурге - бывшем центре сталелитейной промышленности - открывали именно эти наряды.

В этих платьях - весь спектр чувств, охвативших талантливого художника - от восторга перед мощью индустриальных гигантов до страха, что это может быть настолько токсично, насколько величественно.

Здесь использованы необычные материалы для мира моды - металлическая сетка, специально сотканная для этой коллекции, превратилась из жесткой конструкции в податливый материал. Первоначально платья были серебристые, но процесс окисления, превративший их в красновато-коричневые, подтверждает двойную природу индустриального дыма. 

"Химические вороны" (CHEMICAL CROWS) из январской коллекции 2008 года

Ирис ван Херпен   Ирис ван Херпен 

Ирис ван Херпен   Ирис ван Херпен 

Это первая крупная коллекция голландского мастера целиком сделанная вручную.

На создание этой коллекции Ирис ван Херпен вдохновило наблюдение за группой ворон, которые обитали вокруг ее студии. А интерес к птицам сохранился с раннего возраста, когда Ирис удалось спасти галку. Вороны известны своей сообразительностью и интересом ко всему блестящему, а также традиционно ассоциируются с секретностью и символизмом. Так и дизайнер, владея алхимией и черной магией, а в ее случае, скорее - магией черного,  контролирует и трансформирует материал.

Как алхимики стремились получить золото из простых металлов, так Ирис ван Херпен создает причудливые веерообразные формы, напоминающие птиц, используя спицы зонтика золотистого цвета.

Конструируя детали юбки, она использует тысячи метров индустриального волокна, многослойность которого, позволяет создать эффект распушающихся перьев.

У меня никаких ассоциаций с воронами не возникало, разве что черный цвет индустриального волокна, который давал золотые блики. Скорее вспоминались собаки с их воротниками, спасающими от клещей. А еще женское желание защищенности, и если его выполняет одежда - браво! 

Экскурсовод, показывая эту коллекцию, подчеркивала идею, что настоящий художник может сделать произведение искусства из мусора, ведь что такое - спицы от зонтика? Насчет мусора я не уверена, разве что, еще ученые подключатся к процессу, а Ирис ван Херпен умеет работать с талантливыми людьми из разных областей, а вот, что касается неожиданных материалов - тут я соглашусь.

"Мумификация" (MUMMIFICATION) из январской коллекции 2009 года

 Ирис ван Херпен  Ирис ван Херпен

Ирис ван Херпен  Ирис ван Херпен

Эта коллекция отражает интерес Ирис ван Херпен к жутковатой красоте древних египетских мумий и самому процессу их создания.

Пеленание, обертывание и "коконизация" явно видны в деталях коллекции, наряду с общей геометрией и графикой, характерными для египетских мумий.

Египетская магия создания форм, используя традиционные практики, подтолкнула дизайнера к сотворению своего собственного мира c такой же самоотверженностью.

Скрупулезная ручная работа над этой коллекцией из кожи, обработанной с использованием различных техник, шнуровка, десятки тысяч обработанных петелек, шариковые и моторные цепи и тысячи металлических шариков.

Ирис ван Херпен объясняет глубокую связь между египетскими таинствами и ее коллекцией: "Египтяне пытались создать реальность с помощью искусства. Они рассматривали реальность, которую они создавали для своего ухода, как реальность, в то время как их ежедневная жизнь была иллюзией.

Другими словами: не верьте всему, что кажется очевидным, создавайте свою собственную реальность." 

"Радиационное нашествие" (RADIATION INVASION) из сентябрьской коллекции 2009 года

Ирис ван Херпен

Ирис ван Херпен  Ирис ван Херпен

Межконтинентальный телефонный разговор побудил Ирис ван Херпен представить потоки цифровой информации, которые окружают нас каждую секунду в любом месте. Используя современные устройства, мы фактически являемся проводниками этих невидимых данных.

Что бы мы предпринимали от нашей ежедневной передозировки электромагнитных волн и потоков цифровой информации, если бы могли видеть их собственными глазами?

В платьях этой коллекции модель купается, окруженная волновыми лучами, мерцающими узорами, вибрирующими частицами и отражающими складками. Коллекция об одновременно пугающем и обворожительном присутствии радиационной энергии (в частности, той, что вырабатывают электронные приборы). Дизайнер воображает как это могло бы выглядеть, если бы мы были способны обнаруживать и манипулировать радиацией, которая нас окружает.

Снимаю шляпу перед фантазиями этого художника, но эти платья легко могу себе представить в реальной жизни. Коллекция дает начало темы, которая пронизывает ее работы: роль технологий и их влияние на человека.

"Синестезия" (SYNESTHESIA) из февральской коллекции 2010 года

Ирис ван Херпен  Ирис ван Херпен

Ирис ван Херпен  Ирис ван Херпен

Одно только название этой коллекции увело меня в удивительный мир нейронауки. Может быть это слово понятно даже современному школьнику, но видимо, я отстала... Если совсем упрощать, то синестезия - это индивидуальная особенность восприятия, при которой объекты или понятия вызывают в субъективном мире человека более простые ощущения - например, цвета, запаха, звуков..., не получаемых при помощи органов чувств, а существующих только в виде реакций.

Например, "музыкально-цветовой" синестет не только слышит музыку, но и видит ее в цвете.

Ирис ван Херпен интерпретирует этот феномен, как ощущения, вызывающие галлюцинации.


Дизайнер рассматривает человека как податливый, чувствительный и хрупкий объект. Синестезия возникает от видения будущего, в котором одежда может дополнять и усиливать чувственное восприятие. Ирис ван Херпен увеличивает объемы, используя прозрачность, движение и бесконечное повторение.

Она создает отдельные элементы одежды, предлагая сверхчувствительные, вибрационные инструменты или рецепторы, которые позволили бы владельцу ощутить мир совершенно другим способом.

Используя специально обработанную кожу, покрытую с одной стороны блестящей металлической фольгой, она создала поразительный и сбивающий с толку визуальный эффект, который затрудняет восприятие зрителем того, что он видит.

"Синестезия" демонстрирует успешное сотрудничество с Юнайтед Нуд (United Nude), первое для Ирис ван Херпен, при создании обуви для этой коллекции.

Ученые признают наличие синестезии у Леди Гаги (Lady Gaga), которая имеет в своем гардеробе вещи от Ирис ван Херпен. Хотелось бы знать, это как-то повлияло на интерес дизайнера к этой теме или тема родилась до этого знакомства.

Один из нарядов этой коллекции, как прекрасная идея для костюма бабочки для детского утренника...

Ирис ван Херпен

Ирис ван Херпен  Ирис ван Херпен

Читайте также:

Комментарии  

Permalink1 0 Мэгги
Здорово! Пышы исчо.
17.05.2017 08:30 Цитировать

Добавить комментарий