Еще один представитель современного искусства - Деван Шимояма. Карьера впечатляет. Работы интересны. Описания многословны.

Плачь, детка ("Cry, Baby") - первая персональная выставка Девана Шимоямы (Devan Shimoyama) в музее Энди Уорхола в Питтсбурге (The Andy Warhol Museum) охватывает расцветающую карьеру художника, включая картины, фотографии и скульптуры, среди них представлены новые работы, которые можно увидеть впервые. Художник - афро-американец, родом из Филадельфии, создает целый мир, полный противоречий и уязвимости, конструирует фантастические пространства, используя необычные материалы. В этих мифических пространствах главные герои Шимоямы не угнетены, а действуют свободно, олицетворяя мифы, в окружении бабочек и цветов, плачут, проявляя эмоции без стыда и осуждения. Тон кожи героев картин изменяется в соответствии с пейзажем или окружающей обстановкой от черного на фоне ночного неба, оранжевого на закате солнца или желтого и золотого в царственных тканях. Он представляет расу, пол и индивидуальность как подвижные и нестабильные. Его основные фигуры не подчиняются общественным представлениям о том как должны выглядеть настоящие "черные" мужчины.


Любит, не любит

Любит, не любит

30-летний Деван Шимояма - профессор Карнеги-Меллон университета (Carnegie Mellon University), одного из престижных американских университетов, является представителем движения современных афро-американцев и "черных" художников, чьи работы предполагают устранить отсутствие "черных" главных героев в признаваемом изобразительном искусстве. Художник предлагает важный и уникальный взгляд, глубокие персональные портреты и очаровательные пейзажи, которые напоминают нам всем о трудностях и необходимости найти свое место в жизни.

Дафна и ее поклонник

Дафна и ее поклонник (в смысле преклоняется перед ее красотой, молится на нее)

На этой картине Шимояма представляет себя в образе прекрасной горной нимфы из греческой мифологии, которая не захотела принять любовь Аполлона. Дафна, преследуемая одержимым любовью Аполлоном, взмолилась о защите к своему отцу Пенею - богу рек, и он превратил ее в лавровое дерево. Со времен итальянского Ренессанса (или Возрождения), Дафна традиционно изображается в момент превращения, убегая от Аполлона ее пальцы прорастают в листья лаврового дерева.


У Дафны Шимоямы листья лавра - коллаж из глаз мамы, тети и бабушки, взятых из фотографий в журналах и других источниках. И если история Дафны - это история спасения от насилия, то на этой картине герой защищен любовью матери. Он находит спасение от боли не через фигуру отца, а через глаза женщин, которые вырастили его.

Антоний

Змеёныши

"Я вижу оба объекта: змей и "черных" мужчин, как вырванных из нормальной для них среды и демонизируемым в новом пространстве. В этой серии работ змея и мужская фигура имеют симбиотические (тесные связи между организмами разных видов, при которых хотя бы один из них получает пользу для себя) взаимоотношения".

Змеи часто появляются в картинах Девана Шимоямы как мощные символы. В одних картинах он завивает змею вокруг пальцев или плечей мужской фигуры, в других - он "одевает" змеиную пасть на губы. Змеи - создания, несущие двойной смысл в религиозных и духовных вековых традициях. Например, в истории Адама и Евы, змей воспринимается полным греха и обмана и в то же время, в восточных духовных традициях это - символ силы. Африканское божество воды Мами Вата (Mami Wata) часто изображается как женщина, плечи которой окружены змеей, и это - почитаемый символ плодородия и исцеления. Змеи Шимоямы олицетворяют сложные истории, символизируя обе стороны и силу, и угрозу.

В парикмахерской

Парикмахерские (американские барбершопы (barbershop) - это мужские заведения, "брадобрейные") считаются важной частью братства, родства и безопасности внутри афро-американского сообщества. Конечно, они не место полной гармонии для любого - в то время как одни могут находить там связи и поддержку, другие часто хранят секреты и тишину. Он создает картины парикмахерских , которые трансформируют гипер-маскулинное пространство в окружающую среду, где мужчины и мальчики могут плакать и проявлять эмоции, в парикмахерских Шимоямы это допустимо и не наказывается. Его парикмахерские наполнены блестками, цветами и сверкающими кристаллами. Несмотря на то, что Шимояма изображает юных мальчиков плачущими, их слезы не печали и горя, а облегчения и обновления.

Интересно было узнать, что трехлетний ребенок с африканскими корнями, может провести в парикмахерской от 3 до 5 часов, пока мастер что-то делает с его прической, невозможно представить, что за это время ни разу не захочется поплакать.

Тамиру

Тамиру

Тамир Райс (Tamir Rice) был двенадцатилетним подростком, когда был убит в Кливленде (Cleveland) штата Огайо (Ohio) двумя офицерами полиции за то, что размахивал пластмассовым оружием вокруг игровой площадки. Его смерть и последующее оправдание офицеров полиции, повлекли общественные протесты в 2014 году и растущее внимание к проявлению насилия, направленному против "черных" мужчин и подростков. Этой скульптурой Шимояма вспоминает жизнь Тамира Райса и его трагическую гибель. Широко распространенный объект детских площадок - резиновые качели, которые художник покрыл нежными шелковыми цветами и кристаллами горного хрусталя, напоминающими украшения общественных мемориалов или могил.

Пропалывающий сорняки

Пропалывающий сорняки

Огромная картина, намекающая на противоречия: союз и разделение внутри "черной" популярной культуры. Пропалывающий сорняки представлен Шимоямой на его личной собственности, украшающим свою землю. На его футболке (это действительно футболка, вмонтированная в картину) имена женских персонажей из комедийного сериала 1990-х годов Living Single, о группе "черных" мужчин и женщин, живущих как друзья в старом доме в Бруклине (Brooklyn). Это был любимый сериал художника, в частности потому, что он видел как в этом мире "черные" могут существовать без влияния "белой" культуры.

Пропалывающий сорняки

Обувь на заднем фоне - пара кроссовок Yeezy экстра-класса, дизайна рэп-исполнителя Канье Уэста (Kanye West), связаны своими шнурками и закинуты на телефонные провода. Подвешенная обувь отображает два аспекта - культуру гангста-рэпа (разновидность стиля хип-хоп, тексты в котором посвящены жизни криминального мира афро-американских гетто, кстати именно поэтому Канье Уэста долго не рассматривали как рэпера, поскольку он воспитывался в другой среде) и политические разногласия внутри афро-американского сообщества. Как и во многих других сложных картинах Шимоямы, распри и несогласия скрываются на заднике, даже во время, казалось бы, мирного момента.

Потоп

Потоп

Эта картина создана сразу после президентских выборов 2016 года. Событие, вызвавшее чувства страха и шока, захватившие большую часть американской нации. Фигура на этой картине рыдает, закрывая свое лицо руками, пока две змеи с угрожающими клыками обвивают его тело. В отличие от других изображений змей в 2016 году, здесь ядовитые создания появляются, внося беспорядок и угрожая. Поток слез размывает крепкую зеленую основу, а кровавая полная Луна вызывает чувство предстоящей опасности. Под его согнутыми коленями - смятый американский флаг, и фигура начинает растворяться(исчезать), цвет кожи перемешивается с ненатурально зеленой основой.

Шимояма создает эту картину очень быстро, за одну ночь после выборов. Его работа демонстрирует переживания этого периода, как разрушаются предвкушаемые ожидания празднования и настроенности на фантазии о безопасном месте при столкновении с реальностью. Пока мир может стать опасным и неудобным, как циркулирующие змеи, остаются оптимизм и вера, которые всегда с тобой.

Огненный остров

Огненный остров

Барьерный остров на южном берегу Лонг-Айленда в Нью-Йорке, место сбора многочисленных небольших курортных сообществ. В 2015 году Деван Шимояма был приглашен участвовать в творческих мероприятиях в резиденцию художников Огненного острова. Он планировал создать новые работы, предполагая новые знакомства с другими "черными" людьми острова, но, когда он прибыл туда, был удивлен почти абсолютным отсутствием "цветных" людей. Он потратил большую часть времени, проведенного там, в собственном исследовании острова и его скрытых пространств, собирая части сплавного леса, прибитые к берегу моря и делая фотографии.


Во время его пребывания на этом острове, Сандра Бланд (Sandra Bland) была найдена повешенной в камере тюрьмы в Техасе, вследствии ее ареста за незначительное нарушение правил дорожного движения, а "белый" расист Дилан Руф (Dylann Roof) убил 9 прихожан Африканской методистской епископальной церкви в Чарльстоне штата Южная Каролина (Emanuel African Methodist Episcopal Church in Charleston,SC). Перед лицом этого насилия Шимояма замкнулся в себе и начал читать тексты о нетрадиционной контркультуре, колдовстве и магии хаоса. Этот период обучения и глубокого переживания вдохновил художника на перформанс на пляже. На восходе солнца, в одиночестве, Шимояма покрывал свое тело блестками и изображал мифические, магические фигуры своих картин, вызывающие чувство защищенности и силы перед лицом безудержного "анти-черного" насилия и смерти.

Плачь, детка

Плачь, детка

Кладбище - это не только мистическое место безусловной печали, но и как ни странно, место отдыха, там можно подумать о воскрешении и обновлении. Слёзы здесь естественны, поддерживающи, и могут быть слезами печали и радости. В этом раннем автопортрете Шимояма представляет себя юным мальчиком, охватывающим тяжелый могильный камень, на поверхности которого выгравирована фраза: "Плачь, детка". Плакса (Crybaby), в одно слово - это насмешка, язвительное обзывательство, которым мучают юного мальчика, если его воспринимают чрезмерно женственным или эмоциональным. В названии картины Шимояма ставит запятую, трансформируя колкость в приглашение, так, как только мать, может сказать своему расстроенному ребенку: "Поплачь, детка". Ультимативно, Шимояма выдает разрешение на чувства. Этот автопортрет отмечает символический период в личной жизни автора, осознание и принятие себя.

Представленные на выставке работы Девана Шимоямы, в основном - коллажи. Интересно, что у всех фигур в его работах, глаза либо вырезаны из фотографий, либо мебельная фурнитура, либо искусственные цветы... И когда они не плоские, то направленный свет и эти детали картины создают тени, которые напоминают "брызги" или "потоки" из глаз, что вполне соответствует названию выставки. Использование блестящих материалов, кристаллов напомнило как с ними работает Фархад Мошири, когда и картина в целом, и каждая ее деталь вызывает восхищение красотой и совершенством исполнения.

Читайте также:

Добавить комментарий