Аюрведа - это не просто индийская медицина, предназначенная для лечения индусов. Это целостная холистическая наука, рассматривающая человека частью природы и всего мироздания. Пользоваться практическими знаниями аюрведы могут абсолютно любые люди, в любой точке света.

Ayurveda 1

Не вызывает сомнения и даже кажется абсолютно очевидным, что человечество за всю свою историю существования только и делает, что ищет счастье или, на крайний случай, избавление от страданий, что собственно счастьем может также и считаться.

Будда ушёл из дома, бросив дворец, жену, ребёнка и благополучную жизнь, чтобы понять, в чём причина страданий. Видимо, настолько велико было его сострадание к другим людям, что собственное благополучие счастья ему не приносило.

Одной из составляющих счастья человека, является хорошее физическое и психическое здоровье, долгая и счастливая жизнь. Поэтому интерес к вопросам своего личного здоровья у человека не пропадал никогда. Многие много лет практикующие врачи прошлых лет и сегодня утверждают, что человек должен взять ответственность за своё здоровье на себя. И это справедливо. Если, например, я чего-то не хочу менять в своей жизни, то мне уже никто и ничто не поможет.


Древняя медицинская наука Аюрведа, которая возникла в Индии более 5000 лет назад и из которой, впоследствии развились остальные мировые медицинские системы утверждает, что иметь хорошее здоровье, правильно поддерживая свой организм, вполне возможно.

История аюрведы

Интересно и подробно описывает историю аюрведы в своей книге «Жизнь, здоровье долголетие» известный аюрведический врач Роберт Свобода.

Когда в Индии зародилась цивилизация, никто точно не знает. Известно, что возникшая в долине Инда около 3000 лет назад цивилизация Хараппы просуществовала до 2000-1500 лет до н.э. Причины падения этой цивилизации неизвестны, но возможно, что виной этому послужили арийские племена, которые перекочевали из Центральной Азии на Индийский континент.

Арийцы же принесли с собой Веды – древние книги мудрости и ритуалов. Аюрведа сформировалась на основе самой ранней из Вед – Атхарваведы, возможно при этом были использованы также остатки хараппских знаний.

Примерно в начале первого тысячелетия до н.э. появился трактат, известный под названием «Чарака-самхита». Даже в наше современное время он считается самым важным текстом по аюрведе.

Также существует мнение, что мудрец Патаджали, автор «Йога-сутр» и мудрец Чарака, автор «Чарака- самхиты» - один и тот же человек.

Примерно в это же время появился трактат «Сушрута-самхита», который был посвящён хирургии. Текст «Сушрута-самхиты», известный в наши дни был написан позднее. По всей вероятности, кто-то из специалистов того времени решил восстановить древний текст, внести в него свои дополнения.

Во времена Будды аюрведическая медицина получила большое развитие. Вероятно потому, что Будда считал наличие хорошего здоровье важным. Но имелись на это и политические причины. Хорошее здоровье царя – залог благополучия государства. Работа придворного врача хорошо оплачивалась, но и наказывалась, - всё это является хорошими причинами для развития медицинской науки.

В 326 г до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Врачи, практиковавшие аюрведу, произвели на Александра такое впечатление, что он приказал во всех случаях отравления обращаться за помощью только к ним. Уходя, он увёз некоторых из этих врачей с собой, в составе своей свиты.

В III веке до нашей эры, император Ашока, принявший буддизм и движимый состраданием к другим живым существам , выстроил на территории своего государства немало лечебниц для людей и животных. Ашока снаряжал буддийские миссии в соседние страны. Эмиссары несли с собой философию и науку Индии, в том числе и аюрведу.

Миссионерская деятельность продолжалась ещё многие годы после Ашоки. Появились новые труды по аюрведе «Аштанга-санграха» (ок VII века) и «Аштанга-хридайя». Они приписываются одному и тому же автору по имени Вагбата, хотя не вызывает сомнения, что они были написаны двумя разными людьми. Эти тексты представляют собой сжатое изложение трудов Чараки и Сушруты с введением в них новых дополнений.

В VIII веке появился трактат «Мадхава-нидана», в котором были отражены вопросы диагностики.

Буддисты, поощрявшие любые формы знания, открыли немало университетов, предназначенных буддизму, ведическому знанию, а также другим, более общим наукам. Самым знаменитым стал университет Наланда (в штате Бихар), основанный в IV веке н.э. и безбедно просуществовавший приблизительно до начала XVIII века. Желающие пройти курс обучения в этом университете съезжались со всех концов света. Старшие студенты помогали в обучении младших и процесс обучения не прекращался ни днём, ни ночью.

Между X и XII веками потоки мусульманских завоевателей хлынули в северную Индию. Мусульмане подвергли буддийских монахов, как «неверных», полному истреблению, университеты сравняли с землёй, а библиотеки сожгли. Те, кому удалось бежать, двинулись в Непал и Тибет, куда аюрведа впервые проникла в VIII веке н.э.

В XIII или XIV веке появился новый медицинский трактат, «Шарнгадхара-самхита», в котором описывались некоторые новые заболевания и методы лечения. В XIV веке Акбар, самый великий император из Великих Моголов и на редкость просвещённый правитель, лично приказал собрать все знания индусов в области медицины и составить их полный свод.

Веками Европа гонялась за индийскими специями, которые использовались для приготовления и сохранения мяса. В течении XVI-XVII веков, с открытием безопасных торговых путей на Восток, обеспечивавший непрерывный приток специй на Запад, европейское увлечение «индийскими штучками» разрасталось.

Европейцы же привезли в Индию сифилис, который впервые в истории аюрведы, был описан в трактате XVI века «Бхавапракаша» и упоминается там под названием «болезнь иностранцев». Привезли европейцы и свой интеллектуальный фанатизм. Некоторыми западными специалистами утверждалось, что вся литература на санскрите, как и сам санскрит – это не более чем «ловкая выдумка хитроумных брахманов, которые придумали их под влиянием греков после завоеваний Александра». В 1835 году лорд Маколей издал указ в котором значилось, что отныне должны распространятся только западные знания. После этого только западная медицина считалась законной, а применение восточных систем активно подавлялось.

И тем не менее, даже за годы преследования аюрведа сумела щедро обогатить современную медицину.

С утверждением национального духа в Индии на заре двадцатого столетия интерес к индийскому искусству и науке пробудился вновь и началось постепенное возрождение аюрведы. Сегодня это одна из нескольких медицинских систем Индии, официально признанных властями.

Что такое аюрведа?

Слово «Аюрведа» состоит из двух слов «аюс» и «веда». «Аюс» в переводе на русский язык переводится как «жизнь».«Веда»- это санскритское слово, обозначающее в переводе «знание» или «наука».

Буквальное значение слова «Аюрведа» - это «наука о жизни».

С точки зрения йоги человек, подобно луковице, состоит из пяти оболочек(тел), начиная от самых грубых и заканчивая тончайшими. Самая грубая оболочка – это физическое тело человека, которое ещё называют оболочкой пищи. Оно состоит из той еды, которую мы едим и из воды, которую мы пьём. Если мы хотим иметь здоровое физическое тело, то мы должны уделять пристальное внимание всем этим аспектам жизни. На санскрите эта оболочка называется аннамайя коша.

Вторая оболочка – это оболочка праны, пранамайя коша. По сравнению с предыдущей оболочкой пищи, она является более тонкой. Это наше энергетическое тело. Эквивалентым этой оболочке у китайцев является понятие «Ци», а в христианстве самое близкое понятие – это Дух Святой.

Третья оболочка – маномайя коша, оболочка ума. Манас на санскрите - это ум. Это наше ментальное тело.

Четвёртая оболочка – виджнянамайя коша, оболочка разума или мудрости.

Пятая оболочка – это тело блажества, анандамайя коша. Это самая тонкая оболочка, которая лежит за пределами ума, интеллекта и разума. Называется она так потому, что йог, достигший этой оболочки в результате многих лет медитации испытывает невероятное блаженство.

Эти оболочки формируются по мере того, как сознание нисходит во всё более и более плотную материю и служат основой для проявления этого сознания.

Пожалуй, стоит с самого начала определиться с терминами. Что такое ум, разум, интеллект, сознание, душа. Мне приходилось читать много книг по йоге и сталкиваться с различными переводами этих понятий. Перевести их трудно, потому что на санскрите таких понятий много, на русском языке несколько, а на английском языке, говорят, есть всего одно слово "ум". 

Так вот, ум представляет из себя некий анализатор, обрабатывающий информацию, полученную нами при помощи органов чувств. Горячо-холодно, приятно-неприятно и так далее. Информацию от органов чувств мы получаем постоянно, поэтому наш ум всегда находится в рабочем состоянии, за исключением, возможно сна.

Разум - это также некий логический анализатор, который человек развивает в себе в течении своей жизни, накапливая опыт, обучаясь различным заниям о жизни. Если, например, наш ум говорит нам, что еда такая вкусная, сладкая, кушай её больше. То разум нам скажет - нет уж, я уже кушал не один раз, а потом у меня болел живот и я чувствовал себя не очень хорошо.

Интеллект - это некоторый логический анализатор, способный анализировать полученную человеком информацию и делать определённые выводы. Просто процессор или увеличительное стекло, через которое можно что-то подробнее рассмотреть.

Душа или сознание - это скорее всего одно и тоже. Понятие Бога зачастую трактуется как Высшее сознание, Высший разум. И это духовное представительство в нас, божественная частичка и есть наша душа.

Цель йоги - это познание своей истинной духовной природы. Йога переводится как "соединять". Она соединяет наше тело, ум и душу вместе, позволяет познать в себе свою божественную природу.


Аюрведа в отличии от йоги, занимается вещами более материальными и практическими. Она работает только с первыми тремя телами (оболочками): телом пищи, телом праны и телом ума. Она считает аю, то есть жизнь, целостным сочетанием четырёх аспектов: тела (шариры), чувства (индрий), ума (манаса) и души (атмы). Все эти четыре фактора, вместе взятые, отвечают за поддержание жизненной силы(праны) в теле и аюс возникает только тогда, когда все эти аспекты находятся в надлежащем состоянии. Любое существо на земле имеет физическое тело и душу, но присутствие жизни определяется у него наличием чувств и ума.

Цель аюрведы - поддержание здоровья здорового человека и избавление от болезней больного.

Считается, что обучаться аюрведе следует под руководством грамотного гуру. Древние медицинские трактаты, которые вечны, как сама жизнь, желательно изучать в подлиннике, на санскрите. Потому что перевод трактатов ни на один из современных языков не способен передать мудрость и красоту аюрведы в полной мере.

Аюрведа базируется на нескольких основных принципах, которые не являются сложными для понимания, но служат основой для этой науки. Поскольку знания аюрведы считается пришедшими мудрецам в результате медитаций, возможно что для современных людей понимание основ аюрведы покажется сложным. Это всё из-за того, что с помощью интеллекта её невозможно понять. Но практика йоги, пранаямы, медитации поможет ученику успокоить свой ум и развить осознанность, после чего все эти понятия покажутся очевидными. Все врачи аюрведы или как их ещё называют вайдья , это прежде всего практики. Практика позволяет вайдья поддерживать своё физическое и психическое здоровье, без которого лечение пациентов невозможно. Доктор должен быть сам здоров.

Аюрведа базируется на четырёх общих принципах.

  • Теория творения.
  • Пять первоэлементов (махабхут).
  • Тридоша, три биологические энергии, базирующиеся на сочетании первоэлементов.
  • Качества ума – гуны.

В следующих статьях мы более подробно поговорим об этих общих принципах и о том, что нужно делать и что нужно не делать, чтобы поддерживать своё тело в здоровом состоянии.

Диеты, травы, упражнения, методы лечения и образ жизни, описанные в аюрведической литературе, направлены на то, чтобы помочь человеку поддерживать и улучшать все аспекты здоровья – физического, психологического, духовного.

Поддержание физического здоровья основано на двух простых истинах: понимании особенностей вашего тела и качестве пищи, которую вы употребляете.

Аюрведа не предлагает ничего более дорогостоящего, чем просто изменение вашего образа жизни и диеты.

 

Литература:

  1. Чхаухан Партап. Вечное здоровье. Суть аюрведы.
  2. Роберт Свобода. Жизнь, здоровье, долголетие.
  3. Сунил Джоши. Панчакарма.
  4. Б.К.С. Айенгар. Свет жизни: йога.

Читайте также:

Добавить комментарий